Содержание програмного материала
В зависимости от этапа подготовки спортсменов и содержания программного материала, ставятся соответствующие цели и задачи. Распределение учебного материала базируется на общепедагогических принципах: приемственности (последовательности) 1, доступности, от простого к сложному 2, и т.д. Деятельность тренера-преподавателя основывается на главном принцыпе физического воспитания - НЕ НАВРЕДИ! 3
Этап дошкольного обучения
(учебно-оздоровительные группы, возраст детей 5-7 лет).
Продолжительность этапа обучения: 3 года.
Продолжительность учебно-тренировочного занятия (УТЗ): 45 мин.
Количество УТЗ в неделю: 3.
- Укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности детей;
- Воспитание нравственных и морально-волевых качеств, развитие чувства товарищества, эмоционального сопереживания к другим людям, умения общаться в коллективе, формирование понятий о ЗОЖ, воспитание потребности в самостоятельных занятиях любимыми физическими упражнениями;
- Приобретение необходимых понятий и теоретических сведений по ФК и С.
- Развитие основных двигательных качеств, формирование осанки.
- Психическое развитие детей.
В основу работы заложена авторская программа Бровина Н.В. По физическому воспитанию детей дошкольного возраста основанная на одном из видов спорта (тхэквондо).
Программа успешно применяется с 2007 года и получила многочисленные одобрения и положительные отзывы от родителей спортсменов 4.
Этап начальной подготовки
Возраст детей: 8 – 10 лет.
Продолжительность этапа обучения: 3 года.
Продолжительность учебно-тренировочного занятия: варьируется то 1 час. 30 мин., до 2 часов.
Количество УТЗ в неделю: 3-4.
- Овладение общедвигательной культурой с попутным изучением элементарных движений тхэквондиста в виде стоек, боевых позиций, многообразных передвижений, ударов по движущейся мишени, ударов по мишени при собственном передвижении.
- Ознакомление и глубокое изучение базовой техники атакующих и защитных действий в типовых спаринговых ситуациях.
- Развитие основных физических качеств, координационных и кондиционных способностей, мышечного карсета, укрепление здоровья.
- Воспитание у спортсменов высоких нравственных и волевых качеств личности.
- Приобретение необходимых знаний в области медицины и гигиены.
Этап учебно-тренировочной подготовки
Возраст детей: 11 - 14 лет.
Продолжительность этапа обучения: 4 года.
Продолжительность учебно-тренировочного занятия: 2 часа.
Количество УТЗ в неделю: 4-5.
- Обучение реализации атакующей и защитной техники в заранее придуманных боевых ситуациях.
- Доведение до автоматизма атакующей и защитной техники.
- Формирование индивидуального стиля (манеры) ведения боя и своей собственной стойки.
- Обучение тактическим действиям на дальней, средней и ближней дистанции в меняющихся ситуациях условного противоборства, доведение этих действий до уровня навыков (т.е. умения выполнять движения без контроля сознания).
- Повышение основных функций тхэквондиста: скорости адекватного защитного реагирования, скорости ответной реакции.
- Развитие умения распознавать намерения соперника.
- Развитие физических качеств, координационных и кондиционных способностей, мышечного карсета, укрепление здоровья.
Этап спортивного совершенствования
Возраст детей: 15 - 17 лет.
Продолжительность этапа обучения: 3 года.
Продолжительность учебно-тренировочного занятия: 2 часа.
Количество УТЗ в неделю: 5.
- Совершенствование собственной индивидуальной тактики, умения навязать свою манеру ведения боя, умений проводить свой тактический план, свои приёмы боя.
- Совершенствование умений разыгрывать, распознавать манеру соперника, его сильные и слабые стороны, и противопоставить свой тактический план направленный на нейтрализацию его сильных и использование слабых сторон.
- Развитие «наглядно-действенного» и «наглядно-творческого» мышления спортсменов.
- Развитие физических качеств, координационных и кондиционных способностей, мышечного карсета, укрепление здоровья.
Комментарии:
- Принцип преемственности или последовательности заключается в том, что новый материал базируется (является продолжением) ранее пройденного. Спортсмены, часто пропускающие тренировочные занятия по разным причинам нарушают принцип преемственности (последовательности), т.к. у них не формируется положительный навык и появляются пробелы в знаниях, что в свою очередь не позволяет усвоить более сложную технику. В таком случае тренировка становится не эффективной. Старайтесь не пропускать занятия, иначе вы будете «топтаться на одном месте» в прямом и переносном смысле.
- Принцип От простого к сложному заключается в постепенном усложнении учебного материала. Увеличивается как умственная, так и физическая нагрузка. Это предъявляет требования к функциональному состоянию спортсменов, к росту тех физических качеств, развитие которых предусмотрено учебной программой, на том или ином этапе подготовки. Следовательно, спортсмен пропускающий тренировочные занятия не будет готов к очередному увеличению нагрузки и может серьёзно навредить своему здоровью высокой интенсивностью тренировки. Возникают такие осложнения, как нарушение сна, головная боль, головокружение, тошнота. Но, самое страшное - чрезмерная нагрузка вредна для сердечно-сосудистой системы юных спортсменов и опорно-двигательного аппарата (возникают микро-разрывы мышц и связок, вывихи и переломы костей). Задача тренера, отслеживать прогульщиков и не допускать их на тренировки, либо, временно переводить в группы с меньшей нагрузкой (если нет возможности подобрать восстановительную программу для данного спортсмена в общем потоке, что не удобно для тренера).
- Первоочередная задача тренера – не воспитать первоклассного атлета, а не нарушить то состояние организма человека, с которым он пришёл в зал, не навредить его здоровью своей безграмотной деятельностью, а предвидеть и по возможности не допустить получение травмы. В свою очередь, предъявляются требования и к спортсменам. Умение выиграть и при этом сохранить здоровье соперника, а не отнять его, вот показатель настоящего мастерства и порядочности. Если у Вас есть возможность не наносить травму, то не наносите её.
- На данном этапе обучения спортсменам даётся упрощённый, ограниченный контактный спарринг. А с девяти лет, спортсмен допускается до участия в соревнованиях по керуги (поединок, спарринг).